Что такое BIM-мандат и ''грозит'' ли он России?

2017-05-15

Цифровые инновации с огромной скоростью и вне зависимости от желания того или иного участника инвестиционно-строительного процесса вторгаются в нашу жизнь, в сложившуюся практику работы строительной отрасли.

Далеко не всегда эти инновации и тренды зарождаются у нас в стране, однако это не делает их менее ценными для применения и получения выгод для нашей экономики. Новые явления «тянут» за собой целый пласт новых понятий, терминов, определений, для которых не всегда сразу находятся эквиваленты в русском языке. Иногда какое-то время приходится использовать кальки. Это в полной мере относится и к технологиям информационного моделирования (BIM) и такому понятию как BIM-мандат.

BIM-мандат как требование заказчика
Говоря простым языком, BIM-мандат — это поручение (требование) заказчика к исполнителям реализовать строительный проект с применением технологий информационного моделирования. Фактически именно BIM-мандат позволяет заказчику реализовать для своей выгоды преимущества новейших технологий, при условии, что сам он обладает достаточной квалификацией и сумеет всем этим воспользоваться, что пока еще совсем не очевидно.

Ситуация, когда BIM требует частный заказчик, в особых комментариях не нуждается. Если есть у частного инвестора (заказчика-застройщика) своя квалифицированная команда или приглашенный BIM-консультант, если сформировано видение, на каких стадиях и каким образом можно извлечь выгоды из BIM, то все работает уже сегодня. Все недоработки действующего законодательства и технического регулирования каким-то образом компенсируются в договорных документах. И примеров тому у нас уже немало.

А вот когда речь идет о проектах с бюджетным финансированием, когда стороны особой свободой не располагают и могут исходить исключительно из действующих законов и нормативов, тогда и возникает необходимость в тщательном планировании и длительной подготовке к введению BIM-мандата. И здесь полезно посмотреть на опыт установления государственного BIM-мандата в других странах: причем как тех, что имеют уже сложившуюся практику (иногда многолетнюю), так и тех, что недавно заявили о своих намерениях и находящихся в стадии подготовки.

Мировая практика
Согласно недавнему исследованию ирландского отраслевого альянса CitA (Construstion IT Alliance), где были проанализированы государственные программы по переходу на BIM в 31 стране мира, в девятнадцати из них либо уже действует BIM-мандат, либо введение его планируется в срок до 2020 года. В семи других странах действуют разработанные государственные BIM-программы, где применение этих технологий поощряется, но пока не является обязательным на госзаказе.

В целом ряде стран уже сложилась многолетняя практика, когда BIM-мандат устанавливают отдельные государственные заказчики: Senate Properties и Транспортное агентство Финляндии; Statsbygg и Ассоциация жилищного строительства (Норвегия); Администрация общих служб (GSA), Корпус армейских инженеров, государственное агентство по управлению объектами транспортной инфраструктуры Massport (США) и многие другие. В этом случае требования к BIM для исполнителей работ строительного подряда формулируются как корпоративные требования конкретного заказчика. Обычно это открытые документы, с которыми потенциальный исполнитель может заранее ознакомиться. Позднее, при заключении контракта они дополняются специфическими требованиями конкретного проекта. Из запланированных на ближайшее будущее BIM-мандатов стоит упомянуть Германию, где вопросами применения BIM-технологий для госзаказа занимается министерство транспорта и цифровой инфраструктуры. Программа, сформированная в 2015 году, предполагает обязательное использование BIM на всех государственных проектах транспортной инфраструктуры с 2020 года.

Другой подход заключается в том, что требования BIM-мандата формулируются едиными на всю страну. Примером подобного подхода является Великобритания, которая ввела BIM-мандат на все проекты госзаказа вне зависимости от бюджета проекта и характера объекта. (Забегая вперед, отмечаю, что именно такой подход можно реализовать в РФ, учитывая нашу систему регулирования и управления).

Разработав и декларировав в 2011 году свою инновационную стратегию для строительной отрасли, центральное Правительство Великобритании организовало постоянно действующий орган в виде рабочей группы - BIM Task Group. После пятилетней подготовки в апреле 2016 года BIM-мандат был введен в действие. В этом случае все требования к реализации проекта в BIM были сформулированы, стандарты разработаны и введены в действие, и, при желании работать по госзаказу, с первого дня действия мандата каждый мог бесплатно воспользоваться необходимыми материалами и соответствующим инструментарием (например, BIM Toolkit).

В принятой в апреле этого года «Дорожной карте» по внедрению технологий информационного моделирования Республики Казахстан вопрос об их обязательном применении в проектировании и строительстве с января 2021 года оставлен на декабрь 2020. Вопрос о мандате поставлен в явном виде уже сейчас, в момент утверждения Дорожной карты, однако решение будет приниматься непосредственно перед запуском, после проверки готовности отрасли к работе по-новому.

Зачем вводят государственный BIM-мандат
Безусловно, дополнительные требования госзаказчика к результатам проекта, к процессу реализации в любом случае становятся дополнительным «бременем» для исполнителей. Это при условии, что по-новому они работать не готовы. Но государство как рачительный хозяин считает деньги налогоплательщика, особенно когда с бюджетом появляются проблемы. Отнюдь не из любви к информационным технологиям вводят BIM-мандаты госзаказчики по всему миру: они хотят повысить эффективность инвестиций, обеспечить прозрачность и предсказуемость на своих проектах, контролировать ход их реализации, а по завершении — получить в распоряжение цифровые данные для управления построенным объектом. Чем хуже с бюджетом, тем динамичней идет развитие государственных программ по переводу отрасли на BIM, тем серьезнее намерения «образованного» госзаказчика требовать высокой квалификации от своих исполнителей и выполнения проектов на соответствующем технологическом уровне.

Если же посмотреть на ситуацию в более широкой постановке, то следует иметь в виду, что построенный в таких технологиях объект становится полноценным элементом «Умного города», интегрируясь в интеллектуальную систему, реализующую эту концепцию, порождая данные для принятия решения как собственником объекта, так и органами госуправления. Но это отдельная тема…

Официальный BIM-мандат в РФ
Документом, где могла бы быть сформулирована позиция государства или регулятора отрасли по этому вопросу, является пока так и не утвержденная «Инновационная стратегия развития строительной отрасли». В соответствии с поручениями Правительства РФ она должна была быть принята еще в декабре 2014.

Второй документ, где намерения государства по введению BIM-мандата в какой-то перспективе должны были найти свое отражение, — это «Дорожная карта» по поэтапному внедрению технологий информационного моделирования, разрабатываемая Минстроем для Правительства по поручению Президента. Автор данной заметки уже неоднократно сетовала, что «Дорожная карта» получилась совсем не о том, и ничего похожего на BIM-мандат в ней не упоминается. То есть на сегодня ни в одном официальном документе государственного уровня про намерение ввести BIM-мандат для госзаказа в РФ не говорится. А по сложившемуся положению дел в нашей экономике, за BIM-мандат должны были бы ратовать Минэкономразвития и Минфин.

Позиция Минстроя
В то же время тема введения BIM-мандата постоянно звучит в устных выступлениях руководителя Министерства строительства и ЖКХ. Опуская многочисленные высказывания министра и его заместителей, а также кураторов BIM в прошлые годы, приведу лишь цитаты из выступления М.А. Меня на Ялтинском экономическом форуме, проходившем в апреле этого года (далее — по материалам «РИА Недвижимость» от 21 апреля 2017).

«Минстрой рассчитывает перейти на BIM-проектирование (с использованием технологий инфомоделирования) при строительстве зданий в течение 2017 года», — сообщил в ходе Ялтинского экономического форума министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.

«Мы идем нога в ногу с западными странами с развитой рыночной экономикой. Мы находимся примерно в равных условиях. Где-то есть "пилоты", например, в Великобритании. Но у нас утверждена "дорожная карта" и будут вноситься изменения в законодательство», — рассказал Мень. Со временем будет обязательное BIM-проектирование, отметил министр.
«Для нас это важно, так как это является проектированием не просто здания, а жизненного цикла здания и сооружения, вплоть до его сноса. Мы просчитываем только цену объекта и не просчитываем стоимость жизненного цикла. Эти революционные изменения, они придут, мы рассчитываем за предстоящий год все уже сделать», — подчеркнул Мень.

Следует заметить, что многократные выказывания министра в таком ключе убедили мировую общественность в том, что в Российской Федерации уже с 2017 года действует BIM-мандат. Это, в частности, нашло отражение и в упоминавшемся выше документе CitA.

Мнение эксперта
Хорошо представляя себе необходимую подготовку, проработку данного шага, вовлечение таких важнейших участников как Федеральная антимонопольная служба, органы государственной экспертизы, рискну предположить, что озвученные министром сроки абсолютно не реалистичны.

Регулятором и профессиональным сообществом еще не проделана та работа, которая позволила бы осуществить столь амбициозные по срокам планы:
— не запланированы и не подготовлены изменения в законодательную базу для легитимизации применения технологий информационного моделирования в госзаказе;
— другие нормативные правовые документы, подлежащие актуализации, — постановления Правительства (87, 145 и др.) — в принятой «Дорожной карте» исключены из ранее подготовленного перечня;
— наработки от 2015-2016 годов в виду отсутствия преемственности в работе Минстроя по данной теме во внимание не принимаются;
— не ведется разработка типовых контрактов для применения в проектах с применением BIM-технологий;
— нигде не сформулированы требования к результатам проекта, передаваемым госзаказчику на различных этапах — по форме и содержанию.

С учетом того, что в официальных документах («Дорожной карте») сформулирована единственная цель применения BIM-технологий — поддержка нового этапа (Обоснование инвестиций) — определить состав и содержание информационных моделей на всех прочих этапах проекта без обоснований будет затруднительно. (Приношу извинения за вынужденный каламбур).

Что касается форматов предоставляемых материалов, то здесь также возникает немало вопросов. Проприетарные форматы моделей, привязанные к конкретному производителю программного обеспечения, особенно в условиях импортозамещения мы вряд ли будем требовать, а вот к формулированию требований в открытых форматах мы еще не совсем готовы.

И это только малая толика нерешенных вопросов, с которыми необходимо разобраться до перехода на BIM-мандат.

Что же в итоге?
BIM-мандат — это способ для государства контролировать ход и результаты строительного проекта, реализуемого на бюджетные деньги с применением современных технологий информационного моделирования. Причем не на одной, а на разных стадиях.

Как показывает лучший мировой опыт, заниматься государственной программой внедрения BIM государству стоит лишь с одной целью — сделать эти технологии инструментом управления бюджетными проектами, то есть, в итоге, ввести BIM-мандат.

Даже при значительном числе общих принципов и применимых международных стандартов для каждой страны требования к модели (моделированию) будут уникальными, как костюм индивидуального пошива. Все это требует времени на подготовку — от 3 до 5 лет. BIM-мандат на проекты по госзаказу введен будет. Это лишь вопрос времени и зрелости чиновников регулятора отрасли и других ведомств.

В то же время частные инвесторы (заказчики-застройщики) уже сегодня находятся в более привилегированном положении. Они могут (и уже активно делают это) формулировать свои требования и выбирать квалифицированных подрядчиков на свои проекты, тем самым реализовывая свое право на выгоды от применения BIM-технологий.

Марина КОРОЛЬ,
генеральный директор компании «Конкуратор», профессор, член-корреспондент МААМ, руководитель подкомитета по BIM комитета НОПРИЗ по конкурсным процедурам, инновациям и ценообразованию

 Отраслевой журнал Строительство, май 2017г.

назад к просмотру объектов