Технический заказчик в строительстве: как работать, как учить, как переучивать?

2016-12-28

20 декабря в здании мэрии Москвы на Новом Арбате состоялась конференция, посвященная «реализации функции технического заказчика в новой парадигме проектного управления градостроительной деятельности».

Организаторы конференции – Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) и ФАУ «РосКапСтрой». Председательствовали на конференции первый заместитель директора «РосКапСтроя» Александр Дунаев и вице-президент НОПРИЗ Азарий Лапидус. От Минстроя России участие в работе конференции принял директор департамента разрешительной деятельности и контроля Владимир Калинкин.

Актуальность мероприятия обусловлена тем, что реформа саморегулирования в строительной отрасли ввела для технического заказчика как юридического лица обязательное членство в саморегулируемых организациях. Однако при этом из законодательных новелл не до конца понятно, каковы же функции технического заказчика, каким образом они должны исполняться, какие специалисты должны быть в компании, как и по каким стандартам проверять их профессиональную подготовку, чему учить в процессе повышения квалификации и каким образом все это связать в единую систему с единым же, стройным понятийным аппаратом.

Тон обсуждению задала член Совета, председатель Комитета по саморегулированию НОПРИЗ Юлия Илюнина. Она напомнила, что законодательно функция техзаказчика была введена в 2011 году, но только для физических лиц. С 1 июля 2017 года вступает в действие статья, определяющая, что техзаказчиком может быть только юридическое лицо (компания), который заключает договоры от имени заказчика с генподрядчиком и подрядчиками. Фактически, технический заказчик теперь от имени заказчика проводит организацию работ на строительной площадке, но и сопровождает процесс проектирования, проводит экспертизы проектов, получает разрешение на строительство, занимается вводом объектов в эксплуатацию. В том числе, к функциям технического заказчика относится получение ТУ и контроль над использованием финансовых средств.

По закону технической заказчик, если он не является бюджетной компанией, должен быть членом саморегулируемой организации. Однако закон написан так, что одна и та же организация, выполняющая функции техзаказчика на всех этапах проектирования и строительства, должна состоять сразу в трех СРО – изыскательской, проектной и строительной. А это – взносы в три компенсационных фонда, вступительные и членские взносы в трех СРО. То есть, одна компания будет нести тройную финансовую нагрузку и при этом быть под постоянным контролем от трех СРО. Очевидно, что эту правовую коллизию нужно устранять.

Следующий вопрос – какие специалисты нужны техзаказчику при условии, что он обязан быть членом СРО? Закон определяет, что руководящие сотрудники должны иметь профильное высшее образование и опыт работы, однако оставляет за рамками разъяснение, какое именно образование можно считать профильным, кроме строительного? Если это не разъяснить и не закрепить нормативными документами, очень многие компании лишатся работы именно из-за того, что на руководящих постах работают не специалисты с дипломами инженера ПГС, а энергетики, специалисты по инженерным системам зданий, изыскатели, геодезисты и т.д. Нужно понять, как именно такие специалисты будут аттестованы и внесены в Национальный реестр специалистов.

И здесь встает вопрос о разработке профессионального стандарта по организации изыскательского, проектного и строительного производства именно как функции технического заказчика. Затем на основе этого профстандарта будут разработаны квалификационные рамки.

Вице-президент НОПРИЗа Азарий Лапидус заметил, что наличие профессионального техзаказчика – это залог правильной реализации всего проекта. Готовить специалистов по функционалу технического заказчика нужно уже в институтах, и этим серьезно занимаются в МГСУ. На кафедре технологии и организации строительного производства существует дисциплина «Функциональные действия технического заказчика». Также он сообщил, что в ближайшее время НОПРИЗ разместит для ознакомления Концепцию ведения реестра специалистов, в которой предлагается (в соответствии с Федеральным законом № 372-ФЗ) ввести и обеспечить однозначное толкование понятия «трудовые функции по организации выполнения» определенного вида работ «в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта...».

Советник президента НОПРИЗ Светлана Бачурина обратила внимание на определение термина «технический заказчик», данное в законе для юридического лица с его функциями, на определение «специалистов по организации инженерных изысканий», «специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования». Согласно закону, роль технического заказчика — передача договоров исполнителю, а требованием к юридическому лицу – исполнителю является наличие специалистов по организации инженерных изысканий (ГИП) и организации работ по проектированию (ГАП, ГИП). Важнейшая функция организации и контроля исполнения работ по договору лежит на техническом заказчике со стороны застройщика, а функция организации работ со стороны исполнителя в законе не прописана. Этот вопрос требует проработки со стороны профессионального сообщества.

Заместитель начальника Управления Департамента градостроительной политики города Москвы Татьяна Трапезникова как представитель государственного заказчика указала на первоочередную важность соблюдения двух принципов при исполнении заказов — качества и безопасности. Новая роль технического заказчика должна сделать взаимоотношения между заказчиком и исполнителем более прозрачными. Также она сообщила о создании в Департаменте Реестра государственных контрактов на проектирование и строительство объектов городского заказа, в котором сведения о компании будут содержать информацию о ее принадлежности к СРО.

Заместитель директора ФАУ «РосКапСтрой» профессор Павел Жбанов выступил с презентацией «Профессиональные стандарты специалистов инвестиционно-строительной деятельности, как основа качественной реализации функций технического заказчика» и сразу же вывел разговор в область высокой науки. По его словам, изменения в Градостроительном кодексе поменяли парадигму в кадровом обеспечении строительной отрасли. ГрК в последних изменениях ввел управление компетенциями – и в этом залог эффективности стройки. В ходе создания Национального реестра специалистов предстоит провести инвентаризацию специалистов- организаторов производства и выявить их компетенции.

Параллельно с этими изменениями начинают работать поправки в трудовое законодательство, где во главу угла поставлено обязательное применение требований профессиональных стандартов – с 1 июля 2017 года. В компаниях должна быть организована оценка квалификации, которая теперь регулируется федеральным законодательством. Если же требования по профстандартам не будут выполнены, руководитель компании сначала штрафуется, а затем дисквалифицируется на срок от 1 до 3 лет. При этом компания также штрафуется – сначала на 50-100 тысяч рублей, а за повторное нарушение – на 100-200 тысяч рублей. При этом физическое лицо приобретает статус специалиста по организации работ только после внесения в Национальный реестр специалистов.

Павел Жбанов сообщил, что «РосКапСтрой» разработал профстандарт для специалиста по организации строительства с функционалом технического заказчика. Аналогичный стандарт нужен и для проектно-изыскательской деятельности. Времени на разработку стандарта и требований по кадровому обеспечению осталось очень мало, поэтому специалисты должны активизировать свои усилии на этом направлении.

Заместитель руководителя Центра развития квалификаций в строительстве и ЖКХ ФАУ «РосКапСтрой» Александра Федорова рассказала о разработке профессионального стандарта «Специалист по организации строительства технического заказчика». Макет профессионального стандарта «Технический заказчик» разработан и внесен в Совет по профессиональным квалификациям, но в связи с изменениями в Градостроительный кодекс требует переработки в профессиональный стандарт специалиста по организации строительства технического заказчика.

Актуальные проблемы института технического заказчика поднял член Совета, председатель Комитета НОПРИЗ по конкурсным процедурам, инновациям и ценообразованию Сергей Чижов. По его мнению, необходимо выстроить четкую и единую политику профессионального сообщества по данному вопросу с тем, чтобы конструктивно отстаивать ее в органах государственной власти. Поэтому в первую очередь необходимо устранение правовых коллизий, которые существуют вокруг темы технического заказчика, затем — разработка типового контракта, который будет гармонизирован с другими типовыми контрактами. Также докладчик подчеркнул, что невозможно построить единую технологическую цепочку без распространения полномочий технического заказчика на весь жизненный цикл объекта. По мнению спикера, технический заказчик обязан отвечать за весь проект, а не только за отдельные его части, причем учитывать в своей работе принципы информационного моделирования.

Тему информационного моделирования развила в своем выступлении директор института информационного моделирования в промышленном и гражданском строительстве, заместитель председателя по технологиям информационного моделирования Комитета НОПРИЗ по конкурсным процедурам, инновациям и ценообразованию Марина Король.

Она обратила внимание на обращение Президента к Федеральному собранию, в котором глава государства предложил запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения и цифровой экономики. В то же время был подписан указ об утверждении стратегии научно-технологического развития России. «Это имеет самое непосредственное отношение к нашей теме, поскольку строительство является одним из важнейших секторов экономики, а технология информационного моделирования — воплощение цифрового метода строительства. В настоящий момент проанализированы уже тысячи проектов, выполненных с помощью этой технологии, и ни у кого нет сомнений в целесообразности и экономической эффективности этих подходов», — сказала Марина Король.

Основной бенефициар BIM-технологий – это, конечно, инвестор. Технический же заказчик реализует потребности заказчика путем подключения BIM-технологий для решения различных задач применительно к конкретному проекту, дает доступ заказчику к проекту на ранних этапах его реализации. При этом на пути внедрения BIM-технологий есть несколько преград, и одна из них – дефицит хороших кадров и отсутствие критериев по оценке квалификаций. Также практически отсутствует нормативная база.

Отметим, что буквально пару недель назад правительство разослало в министерства и нацобъединения проект «дорожной карты» по внедрению BIM-технологий, разработанный Минстроем России. У части профессионального сообщества этот проект вызвал не просто опасения, а уверенность в том, что BIM-технологии пытаются развернуть на решение конкретных проблем в области ценообразования, поскольку 10 из 12 пунктов «дорожной карты» говорят именно об этом.

Однако Светлана Бачурина уверена в том, что «дорожная карта» ведет в нужном направлении. По ее словам, разработанный ранее профсообществом проект этого документа был неплохой, но «в Минстрое нас поправили», поскольку без строительного нормирования и ценообразования невозможно использовать модели контроля рисков.

Директор департамента разрешительной деятельности и контроля Владимир Калинкин, подводя итог дискуссии, заметил, что живое общение позволило ему по-другому посмотреть на многие вопросы. Очевидно, что общее поле деятельности есть, и работу необходимо выстаивать, исходя из общих интересов.

 

Елена Шинкоренко

Агентство Новостей "Строительный Бизнес" 

назад к просмотру объектов