Цифровая экономика и BIM: векторы несовпадения

2017-09-15

28 июля 2017 года распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Не вызывает сомнений, что появление данного документа, ориентированного на экономику в целом, означает необходимость пересмотра и актуализации ранее принятых планов и программ инновационного развития или цифровых трансформаций отдельных отраслей. Что же касается строительной отрасли, то здесь безусловному пересмотру подлежит утвержденная в апреле Дорожная карта по BIM или, как этот документ звучит в официальной версии, «План мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства».

ЧТО ПО «КАРТЕ» И ЧТО ПО ПРОГРАММЕ?

С одной стороны, принятая Дорожная карта неоднократно подвергалась критике со стороны профессионального экспертного сообщества, в том числе отрицательное заключение на документ получено от Рабочей Группы по строительству Экспертного Совета Правительства, а с другой — в самой Дорожной карте, подписанной вице-премьером Д.Н. Козаком, указано, что после принятия программы «Цифровая экономика» План (Дорожная карта) должен пополниться соответствующими пунктами и мероприятиями.

Программой «Цифровая экономика Российской Федерации», определены следующие основные направления: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура, информационная безопасность.

Если «спроецировать» данные направления на строительство, то становится совершенно очевидным, все эти направления должны найти свое отражение и в отраслевом документе. Однако в подготовленном Минстроем и принятом в апреле Плане (Дорожной карте) указанные направления Программы цифровой экономики либо представлены очень слабо, либо не затронуты вовсе. Так, ничего не говорится о кадрах и образовании, об исследованиях и информационной безопасности, планируется разработка геоинформационной системы поистине гигантского функционала, реализуемость которой вызывает большие вопросы.

Не пытаясь охватить сразу все направления, я хотела бы затронуть всего один аспект — стандартизацию как часть нормативного регулирования, сверить планы из указанных выше документов (Программы «Цифровой экономики» и Дорожной карты по BIM) и дать обзор фактической ситуации в части подготовки нормативно-технических документов в области информационного моделирования в РФ.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ПРОГРАММЕ…

В Программе цифровой экономики (п.1.18) на этот счет предусмотрен комплекс мер по совершенствованию механизмов стандартизации для обеспечения соответствия системы технического регулирования целям развития цифровой экономики; в том числе работа в партнерстве с отраслевыми, корпоративными, международными и иностранными системами стандартизации; ускоренное принятие национальных стандартов на основе отраслевых (корпоративных) и международных (иностранных) документов; обеспечение возможности применения документов по стандартизации на английском языке, обеспечивающих максимально комфортное развитие современных технологий; формирование библиотеки национальных стандартов по приоритетным направлениям в машиночитаемом формате.

Сроки предусмотрены следующие: концепция - II квартал 2018 года, реализация - конец 2020 года с последующей актуализацией.

…И В ДОРОЖНОЙ КАРТЕ

В Плане (Дорожной карте) по BIM в п.14 предполагается «…разработка национальных стандартов информационного моделирования в процессах проектирования, строительства (реконструкции, капитального ремонта), эксплуатации и сноса объектов капитального строительства» со сроком исполнения в январе 2018 года.

И если с программой цифровой экономики все в порядке с точки зрения степени проработки и сроков, то с Дорожной картой по BIM очевидны проблемы, хотя бы потому, что сам перечень необходимых стандартов не был заранее определен, а процесс прохождения документов принял непредсказуемый характер.

КАК ЭТО БЫЛО БЫ В ИДЕАЛЕ? А КАК ОКАЗАЛОСЬ НА САМОМ ДЕЛЕ?..

Вопрос этот отнюдь не праздный. Когда возникает новая предметная область, которую следует нормировать и стандартизовать, сначала следует определиться с целями и приоритетами, изучить лучший мировой и российский опыт, после чего разработать взвешенный план. Эта работа должна была быть выполнена Минстроем еще в 2014 году.

Однако в связи с частой сменой заместителей министров-кураторов BIM в ведомстве (за четыре года их было четыре) этого сделано не было. Ближе всего в Минстрое подошли к решению этой задачи в 2016 году, когда вокруг этой работы в ведомстве было сформировано широкое профессиональное сообщество, а кураторы Л.О. Ставицкий (заместитель министра) и А.В. Белюченко (глава департамента) практически довели вопрос с долгосрочным планом по стандартизации до утверждения. Однако времени не хватило, снова произошла полная смена действующих лиц… И все началось с начала.

ДОКУМЕНТЫ РАЗРАБОТАЛИ… И ОТЛОЖИЛИ

С 2014 года, момента старта государственной программы по BIM, ведутся работы в области стандартизации информационного моделирования. По сути, разработка стандартов и сводов правил — это единственное направление, по которому на федеральном уровне велась сколько-нибудь результативная работа по BIM. (Оставляю за скобками большие успехи реального рынка, которые достигли за это время проектные, строительные организации и успешные заказчики, не говоря уже об ускорившихся разработках; а также динамично развивающиеся программы по BIM Москвы и Санкт-Петербурга).

Подведомственное Минстрою России ФАУ «ФЦС» (Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия) в соответствии со своими планами и приоритетами ежегодно инициирует разработку национальных стандартов и сводов правил по данной теме. Так, в 2015 году разработаны, в 2016 году были введены в действие три национальных стандарта. В 2016 разработано еще пять стандартов и четыре свода правил. Все документы прошли предусмотренные регламентами публичные обсуждения, слушания на расширенных заседаниях профильного подкомитета ПК 5 ТК-465. Однако этим документам повезло меньше. Их принятие откладывается под разными предлогами. В частности, отдельными участниками высказываются сомнения в нужности данных документов, а также их качестве. Позволю себе предположить, что причина кроется в другом.

ШАГ ВПЕРЕД И ДВА НАЗАД

В полном соответствии с подходами, предлагаемыми в Программе «Цифровая экономика в РФ», специалисты ФАУ «ФЦС», планируя разработки, руководствуются, в первую очередь, международными стандартами ISO, поддерживающими информационное моделирование. Среди подготовленных, но не введенных в действие стандартов, присутствует триада стандартов Open BIM (IFC-IFD-IDM), изначально разработанная в международной некоммерческой организации buildingSMART. (Здесь следует заметить, что в июне этого года Россия стала полноправным членом этой организации, открыв отделение на базе ассоциации НАИКС). Другие разработки определяются на основании выполненных ранее исследований и установленных актуальных отраслевых приоритетов. В этом смысле вряд ли может ставиться вопрос о нужности «подвисших» документов с замораживанием их статуса.

В 2017 году ведется работа еще над комплектом из четырех сводов правил. Только что завершилось публичное обсуждение и готовится вторая редакция. Вероятно, их выход столкнется с такими же сложностями.

Резюмируя выше сказанное, приходится признать, что единственное результативное направление деятельности государства по цифровой трансформации строительства — разработка нормативно-технических документов — по уже выполненным работам имеет сейчас весьма неопределенную перспективу.

Если же вернуться к принятой в апреле Дорожной карте по BIM, то встает вопрос кто из ответственных исполнителей и по какому списку стандартов будет давать отчет в январе 2018? Невозможно в оставшиеся месяцы разработать что-то новое. А может, как раз отложенными стандартами и СП и отчитаются?

«ЦЭ» НОВЫЙ ШАНС ДЛЯ BIM?

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» («ЦЭ») призвана объединить, скоординировать разрозненные усилия ряда отраслей российской экономики в направлении Индустрии 4.0. Те неуверенные шаги государственной BIM-программы, которые мы наблюдали на протяжении почти четырех лет, завершившиеся принятием весьма неудачной и слабой Дорожной карты, сейчас получили шанс на конструктивное развитие. Появляется уверенность, что в цифровое будущее строительная отрасль пойдет не только в лице бизнеса и участников рынка, но вместе с государством как регулятором и заказчиком.

В КАЧЕСТВЕ ПОСТСКРИПТУМА

Хотя пока некоторые документы не приняты, с ними можно свободно ознакомиться. Вот ссылка для запроса сводов правил 2016 года.

СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла»

СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели»

СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах»

СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила организации работ производственно-техническими отделами»

Своды правил 2017 года. Публичное обсуждение.

Проект свода правил СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила разработки планов проектов, реализуемых с применением технологии информационного моделирования» 

Проект свода правил СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила применения в проектах повторного использования и при их привязке» 

Проект свода правил СП «Информационное моделирование в строительстве. Требования к формированию информационных моделей объектов капитального строительства для эксплуатации многоквартирных домов, реализованных по проектам повторного применения» 

 

Марина КОРОЛЬ,

генеральный директор ООО «КОНКУРАТОР», профессор, член-корреспондент МААМ

Отраслевой журнал Строительство, сентябрь 2017г.

назад к просмотру объектов