Российская «дорожная карта» перехода на BIM. Год спустя

2018-04-16

Только один пункт «дорожной карты» из 18 имеет прямое отношение к информационному моделированию

Практическое применение технологий информационного моделирования участниками инвестиционно-строительного комплекса России расширяется год от года, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, конкурсные работы, выступления участников проектов на конференциях, круглых столах, семинарах.

Серьезный импульс к инновационному развитию отрасль получила в марте 2014 года, когда вопросы поэтапного внедрения технологии информационного моделирования (BIM-технологии) впервые обсуждались на федеральном уровне.

В мае 2016 года состоялся Госсовет, посвященный строительству, в рамках которого еще раз были затронуты вопросы перехода на BIM. В соответствии с поручениями Президента по результатам Госсовета был разработан соответствующий План мероприятий (дорожная карта). Данный документ был утвержден вице-премьером Правительства РФ Дмитрием Козаком год назад, 11 апреля 2017 года.

Следует отметить, что процесс его обсуждения и согласования отнюдь не был гладким, в частности, на заседании Экспертного совета Правительства. План справедливо получил очень большое количество замечаний со стороны профессионального сообщества, но, несмотря на это, документ все же был принят.

Годовщина вступления в действие документа — хороший повод проанализировать первые результаты.

КАКОЙ ПЛАН (ДОРОЖНУЮ КАРТУ) ПРИНЯЛИ В 2017 ГОДУ?

Принятый документ имеет следующее официальное название: «План мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства». Как следует из названия, авторы документа попытались охватить сразу две темы: вводимую в практику реализации государственных проектов новую стадию ОБИН (Обоснование инвестиций) и внедрение в отрасль информационного моделирования.

Сама идея объединения в один документ столь разных тем является крайне неудачной, поскольку каждая из них достойна отдельного плана, а объединение получилось весьма искусственным. К тому же на российском рынке наработан опыт применения BIM в проектировании и строительстве, но эти стадии в документе практически не упоминаются, следовательно, мероприятиями Плана не поддерживаются. Для вводимой стадии ОБИН большее значение имеет наличие массива данных, нежели сами инструменты, по этой причине жесткая привязка ОБИН и BIM абсолютно не оправдана. Львиная доля мероприятий Плана посвящена ценообразованию в эксплуатации, в т.ч. расширению полномочий Правительства для регулирования этой сферы, определению нормативных сроков эксплуатации, перечня работ и услуг и пр.

Таким образом, несмотря на упомянутые в названии «все этапы жизненного цикла», в контексте BIM они представлены только в п.14, предписывающем разработку национальных стандартов информационного моделирования в процессах проектирования, строительства (реконструкции, капитального ремонта) и сноса объектов к январю 2018 г. Собственно, только один этот пункт (из 18) и имеет прямое отношение к информационному моделированию.

КАК И КЕМ ВЫПОЛНЯЮТСЯ МЕРОПРИЯТИЯ ПЛАНА

Очевидно, что некачественно разработанный документ и исполнять будет сложно. В качестве примера можно взять п.15 — Приведение нормативно-технических документов и сметных нормативов, применяемых в строительстве в соответствие с классификатором строительных ресурсов (КСР). Срок исполнения — апрель 2018 г. КСР разработан для поддержки конкретной информационной системы — ФГИС ЦС, для перехода на ресурсный метод. КСР не получил статус национального классификатора. Каким образом под вновь разработанный классификатор должна «перестроиться» вся нормативно-техническая документация в строительстве уже в этом месяце?

Пунктом 17 Плана предусмотрена разработка (цитата) «геоинформационной системы моделирования в строительстве, обеспечивающей: возможность автоматизированного проектирования с использованием классификатора строительных ресурсов, сметных нормативов, нормативно-технических документов, применяемых в строительстве, экономически эффективной проектной документации повторного использования, нормативов градостроительного проектирования, а также возможность автоматизированного выбора проектных решений, строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования и применения стандартных программных продуктов BIM-моделирования при подготовке проектной документации» —срок: сентябрь 2018 г. Формулировка данного пункта в целом трудно поддается осмыслению. Скорее всего, речь должна идти о «Государственной автоматизированной системе моделирования в строительстве», что более точно с логической и терминологической точки зрения. Кроме того, под геоинформационной системой принято понимать систему, связанную со сбором, хранением, анализом и графической визуализацией пространственных данных, прежде всего, на основе картографической информации, что плохо увязывается со всем остальным, перечисленным в данном пункте.

Вызывает большие сомнения, что данный пункт дорожной карты будет выполнен в срок и принесет реальную пользу для решения вопросов внедрения технологий информационного моделирования в строительную отрасль.

Что касается п.14 — разработки нормативно-технических документов, то это единственное направление BIM, по которому достигнуты определенные результаты, за которые 30 марта 2018 г. на коллегии Министерства строительства и ЖКХ отчитался министр М.А. Мень: «К концу этого года будет завершено формирование минимального набора нормативно-технических документов, необходимых для работы с BIM–технологиями. В настоящее время утверждено 7 стандартов и 4 свода правил, готовятся к утверждению 3 свода правил и 1 стандарт, до конца года будут разработаны и утверждены еще 3 стандарта, а также общероссийский BIM-ориентированный классификатор строительной информации и национальный словарь строительных терминов (до 2020 года будет утверждено еще 7 нормативно-технических документов, направленных на расширение внедрения информационного моделирования)». Следует отметить, что вся эта работа осуществлялась профессиональным сообществом на базе ПК 5 ТК 465 «Строительство».

При этом хочется отметить, что результаты работы по созданию нормативных технических документов были получены в отсутствии утвержденной Дорожной карты. В настоящее время этими документами, даже иногда неутвержденными, начали пользоваться организации, делающие первые шаги на пути к BIM-технологии.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

Не будет преувеличением сказать, что сложившаяся ситуация близка к критической. Спустя четыре года после первых, принятых в данной сфере государственных решений и сформулированных поручений, единственным действующим документом внедрения информационного моделирования остается обсуждаемая здесь дорожная карта (План мероприятий ОБИН-BIM). Как уже было сказано, по существу к BIM непосредственное отношение имеет только один пункт, который и исполняется. Год, прошедший с момента утверждения документа, наглядно показал, что из широкого спектра вопросов внедрения информационного моделирования в отрасли исполняется только то, что в явном виде включено в утвержденный документ. И ничего сверх этого.

Какие важнейшие моменты внедрения технологий информационного моделирования на государственном уровне упущены и не нашли отражения в действующем Плане?

Авторы данной статьи ранее уже представляли читателям иной вариант дорожной карты, разработанный рабочей группой и Экспертным советом при Минстрое России, членами которых они являются.

Принципиальное отличие «отклоненного» варианта дорожной карты в том, что он содержал конкретные цели внедрения BIM в России, измеряемые показатели, и являлся комплексным. В частности, данный План предусматривал создание правовой и нормативно-технической базы использования технологий информационного моделирования и ее верификацию на пилотных проектах. План предполагал создание информационной инфраструктуры, технологических платформ и подготовку кадрового потенциала отрасли. В соответствии с Планом с 2019 г. предусматривался переход на обязательное применение технологий информационного моделирования при проектировании, строительстве и эксплуатации строительных объектов, создаваемых за счет средств бюджета Российской Федерации. Как мы видим, ничего подобного не отражено в действующей в настоящее время дорожной карте по ОБИН-BIM.

В то же время все эти направления нашли отражение в принятой в июле 2017 г. программе «Цифровая экономика Российской Федерации».

В частности, это нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность.

В настоящий момент в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» отсутствует раздел, посвященный цифровому строительству, где должны были бы найти отражение упомянутые выше направления в конкретном приложении для строительства. Однако в силу важности отрасли и ее влиянии на экономику страны в целом, стоит ожидать появления такого раздела в ближайшее время.

Если вернуться к принятому год назад документу — дорожной карте, довольно узко представившей сферы, затрагиваемые информационным моделированием, то в поручении Дмитрия Козака в явном виде указано, что необходимо доработать дорожную карту по результатам принятия программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и включить в документ дополнительные мероприятия. Пока такое обновление не состоялось, хотя и однозначно назрело.

 

МИХАИЛ ШАХРАМАНЬЯН,
Заслуженный деятель науки РФ, Почетный строитель России,
дважды лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники, академик РАЕН, д.т.н., профессор
АЛЕКСАНДР ОСИПОВ,
генеральный директор «Академия БИМ»
МАРИНА КОРОЛЬ,
генеральный директор компании «Конкуратор»,
зам. председателя российского отделения buildingSMART, член-корреспондент МААМ

назад к просмотру объектов