Внедряем BIM в России. Попытка номер три

2018-07-29

На прошедшей неделе профессиональное сообщество было буквально взбудоражено неожиданным появлением поручения Президента РФ Владимира Путина в адрес премьер-министра Дмитрия Медведева относительно развития информационного моделирования в российской строительной отрасли. Большинство дискуссий сводилось к поиску бенефициаров данного документа, инициировавших его появление.

В данной публикации я предлагаю отказаться от попыток угадать «кому это выгодно» и в то же время вписать эти поручения в имеющийся контекст, проанализировать важные вопросы, все еще остающиеся без ответов со стороны руководства строительной отрасли и не попавшие ни в один план.

Читателям следует напомнить, что впервые тема информационного моделирования в строительстве обсуждалась на столь высоком уровне еще в 2014 году, когда по результатам заседания президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России были даны поручения Председателя Правительства разработать и утвердить план поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в промышленном и гражданском строительстве.

Такой план был разработан и принят фактически через год приказом Минстроя №151/пр 04.03.2015.

17 мая 2016 года состоялся Госсовет РФ, посвященный вопросам развития строительного комплекса и совершенствования вопросов градостроительной деятельности. Среди поручений Президента РФ в адрес Правительства по результатам этого заседания было и поручение Пр-1138ГС, п.2 б) – разработать и утвердить план мероприятий по внедрению технологий информационного моделирования в сфере строительства. Что по существу означало: спустя год – еще один план.

11 апреля 2017 года такой План мероприятий (Дорожная карта) №2468п-119 был утвержден и подписан Дмитрием Козаком. Однако даже поверхностного знакомства с этим документом достаточно, чтобы понять, что он абсолютно не решает поставленных перед ним задач. Из 18 его пунктов к теме информационного моделирования имеет отношение лишь полтора. Тема провальной Дорожной карты по BIM широко освещалась в публикациях Агентства новостей «Строительный бизнес». Год, прошедший с тех пор, подтвердил худшие предположения экспертов. Этот план не работает.

Принятая в июле того же 2017 года программа «Цифровая экономика Российской Федерации» могла бы компенсировать отсутствие стратегических документов по цифровому развитию стройки, но направление «Цифровое строительство», где информационное моделирование играет ведущую роль, в момент публикации в программе отсутствовало. Спустя почти год заявка на включение направления «Цифровое строительство» была подготовлена, подана, обсуждалась в Аналитическом Центре при Правительстве РФ, но пока еще не была принята.

Именно в этот момент неожиданно появились новые поручения Президента по BIM. Из формулировок следует, что они никак не связаны с направлением «Цифровое строительство» в программе «Цифровая экономика».

Можно, конечно, предположить, что, не дождавшись за четыре года (с 2014) особых результатов по продвижению BIM в государственных институтах, в окружении Президента решили больше разработку планов не поручать, а перейти непосредственно к конкретным шагам? 

Возможно так и есть, однако стоит посмотреть на главные вопросы, пока не нашедшие отражения ни в одном из документов.

BIM-мандат. Главный вопрос так и остается открытым: будет ли вводиться обязательное требование реализации в технологиях BIM-проектов, финансируемых из бюджетов РФ различных уровней? Это первый вопрос, который должен найти отражение в планах по внедрению BIM в РФ. Подготовка к реализации этого шага занимает от 3 до 5 лет. Но намерения перевести проекты госзаказа на BIM с указанием видов объектов и/или пороговых значений бюджета со сроками должны быть декларированы уже сейчас. (В Поручениях об этом нет упоминаний).

Вопросам нормативного правового регулирования в сфере BIM сейчас следовало бы уделить основное внимание. В отличие от вопросов стандартизации, за 4 года в этой сфере вообще ничего сделано не было, тогда как это едва ли не самое сложное направление. При этом совершенно очевидно, что работа по-новому - в цифре, и по-старому - на бумаге (даже и электронной) еще долго будут существовать параллельно. Поэтому необходимо проработать правовую основу этого «цифрового трека» на всех этапах ЖЦ, (которые тоже следует детально определить) и дать уже возможность передовым организациям представлять плоды своего труда в цифре.

Есть еще ряд важных задач, которые не были упомянуты в Поручениях. Мы подробно и много раз писали о них и проговаривали с представителями профильного министерства, в различных Экспертных советах, а также на разных площадках Государственной Думы.

В завершение предположу, что обсуждаемый документ будет иметь положительный эффект, запустит целый ряд процессов, придаст динамику новым направлениям развития, даже если реализовать ряд поручений в указанные сроки будет невозможно.

В частности, там упомянуто образование. Здесь следует помнить, что до образовательных программ в ВУЗах надо будет еще актуализировать профессиональные стандарты и разработать образовательные стандарты. Так что путь здесь неблизкий.

Поручения Президента по BIM–это еще одно подтверждение, что тема цифровизации строительства не уходит с повестки дня и имеет большое значение для экономики страны в целом.

В целом же по ситуации, остается выразить сожаление, что в Российской Федерации спустя четыре года после первого обсуждения на Президентском совете такой значимой темы как переход строительной отрасли на информационное моделирование, у нас до сих пор нет ни концепции внедрения, ни одного стратегического документа по этому вопросу, нет четкого видения, куда и зачем мы идем, и что мы собираемся осуществлять. Ответы на эти вопросы не дают и совсем свежие президентские Поручения. И в этом направлении мы уже отстаем от наших ближайших соседей – Казахстана и Беларуси. А нам, профессиональному сообществу вместе с руководством отрасли, стоило бы вернуться к формулировке стратегических целей и задач и исполнять Поручения с их учетом.

Текст поручения Президента РФ Владимира Путина 


Марина Король,

генеральный директор,

ООО «КОНКУРАТОР»

Зам. председателя российского отделения buildingSMART

Отраслевой журнал Строительство

назад к просмотру объектов