Государственный заказчик переходит на BIM. В Европе
Неготовность заказчика строительных проектов полноценно понять, принять и оценить преимущества технологий информационного моделирования (BIM) в последнее время называется едва ли не основным препятствием к их внедрению. «Заказчик не хочет (платить)», «заказчику это неинтересно», «заказчик не требует и не хочет принимать модели проекта» - эти и подобные им сетования постоянно доносятся со стороны исполнителей проектов, в первую очередь, проектных организаций, уже способных такие проекты заказчикам поставлять. Но когда речь идет о частном заказчике (инвесторе) - он волен распоряжаться своими средствами по своему усмотрению, а вот в ситуации со стройками на бюджетные деньги - все не так очевидно. Деньги налогоплательщиков надо беречь, используя для этого все новейшие достижения! По крайней мере, так считают представители европейских госзаказчиков, и вот уже четыре года работают над координацией усилий и выработкой общих подходов к тому, как заказывать проекты в BIM, и как помочь отрасли осуществить поэтапную трансформацию в цифровой формат, вырабатывая для этого соответствующие инструменты регулирования.
Европейская группа госзаказчиков BIM-проектов
Речь идет об организации с названием EU BIM Task Group (www.eubim.eu), что можно перевести как «Рабочая группа по BIM Евросоюза», хотя правильнее было бы назвать эту группу просто европейской. Ведь одна из двух стран соорганизаторов - Норвегия – в Евросоюз не входит, а вторая – Великобритания – из него, как известно, выходит. Но создавалась группа еще в 2013 году, в 2015 получила от Еврокомиссии финансирование на разработки, а в настоящий момент в нее уже входят представители 21 страны. Почему возникла необходимость в подобной организации?
Дело в том, что в последние годы все большее число стран включилось в процесс подготовки перехода на BIM, ускорилась разработка национальных программ и дорожных карт по BIM. В этой связи возникли риски получить в Европе пеструю и несогласованную картину требований и подходов к информационному моделированию. Очевидно, что такая ситуация создала бы барьеры на едином строительном рынке Европы. Вот и пришлось наиболее подготовленным странам проявить лидерство, взять на себя ответственность и создать такую организацию, хотя это, скорее, профессиональное сообщество.Возглавил ее Адам Мэтьюс (Adam Mathews), ранее отвечавший в аналогичной группе Великобритании за координацию в международных отношениях.
В состав европейской BIM-группы вошли представители различных правительственных и государственных организаций – министерств экономического развития, транспорта и инфраструктуры, обороны, транспорта и торговли, автомобильных и железнодорожных агентств и даже университетов. По словам Адама, само существование группы можно назвать «европейским успехом» и позитивным опытом сотрудничества; ситуация, когда страны договариваются об общих принципах, формируют общие понятия об измеряемых уровнях применения технологий, открывает возможности строительному бизнесу Европы работать за национальными границами.
Одним из результатов работы группы стал выпущенный в июле этого года документ для европейских государственных заказчиков, который уже получил высокую оценку и вызвал большой интерес в разных странах, в том числе и у нас. Он-то и послужил поводом для этой заметки.
«Руководство по введению информационного моделирования объектов капитального строительства в практику европейского государственного заказа. Стратегический шаг для производительности строительной отрасли: ценности, инновации и рост»
Именно такое название получил документ, который уже сейчас доступен для всех заинтересованных на сайте Европейской Рабочей Группы по BIM. Документ представляет безусловный интерес и для российской строительной отрасли, поскольку наша государственная программа по переходу на BIM все еще формируется и находится в начальной фазе.
В Руководстве обозначены три категории его потенциальных пользователей:
- разработчики государственной политики в области создания объектов капитального строительства, объектов инфраструктуры;
- государственный (муниципальный) заказчик, лица непосредственно вовлеченные в организацию закупок в строительстве;
- оператор или другие организации, ответственные за эксплуатацию и использование построенных объектов недвижимости.
Европейский госзаказчик, также как и наш, пока весьма далек от нюансов и особенностей работы в BIM, поэтому в руководстве сначала объясняются экономические, экологические, социальные преимущества нового подхода для государства. BIM внедряется как часть большой инициативы Еврокомиссии по цифровизации экономики – «Единый цифровой рынок» (Digital Single Market). Выпущенная в 2014 году европейская директива рекомендовала всем членам ЕС применять электронные средства и BIM при госзакупках строительных работ.
В среднем, до 30% оборота строительного рынка Евросоюза обеспечивается государственными заказами. Ответственность за средства налогоплательщиков, которыми распоряжается государственный заказчик, чувствуется в каждом разделе документа. Обеспечив широкое отраслевое применение новых цифровых процессов на основных строительных проектах, европейцы планируют ежегодно экономить до €130 миллиардов евро.
Основная задача Руководства – выработка общего понимания и языка BIM; его цель - способствовать широкому распространению разработанных стандартов и общих принципов, чтобы, для начала, под BIM-проектом участники конкурсов понимали одно и то же.
Надо заметить, что это отнюдь не простая задача. Незначительный аналогичный, примерно годовой, российский опыт говорит о том, что и внутри одной страны договориться об общих принципах и выработать общий язык бывает очень нелегко, а подчас и просто невозможно.
В Руководстве весьма убедительно показывается, почему именно госзаказ является основным драйвером инноваций, особенно в условиях сильно фрагментированной отрасли, тогда как для получения экономического эффекта необходимо максимально широкое участие малого и среднего бизнеса, составляющего 95% участников рынка.
Стратегия и реализация по-европейски
В Руководстве можно выделить два больших тематических блока, которые дополняют друг друга: один определяет стратегические принципы формирования государственной программы перехода на BIM и представляет сторону заказчика, а второй относится к уровню реализации и в большей степени представляет сторону поставщиков строительных услуг.
Стратегический блок подчеркивает лидерскую роль государственного сектора в становлении программы, необходимость обозначить ее цели, показать ожидаемые результаты и пользу для экономики, назначить ответственного и сформировать команду, которая будет программу реализовывать.
Как и в любом процессе управления изменениями, здесь важную роль играют коммуникации; необходимо вовлечение в процесс всех ключевых стейкхолдеров, формирование профессиональных сообществ, региональных и специализированных групп, распространение лучших практик.
На стратегическом уровне необходимо создать среду, поддерживающую коллективное взаимодействие участников, что предполагает ревизию существующих юридических, контрактных, правовых, закупочных политик и процедур, с целью устранения барьеров для совместной работы и регламентированного обмена данными между участниками процесса. Для этих целей разрабатываются вновь или адаптируются международные стандарты.
Для реализации задач программы потребуется наращивание необходимой квалификации существующими участниками рынка, подключение университетов для разработки и введения новых образовательных программ для получающих высшее образование. В этом процессе необходимо измерять прогресс, сравнивать текущие показатели со стартовыми и пр.
На реализационном уровне выделены такие вопросы, как специальные условия в контрактах; обязательная проверка квалификации исполнителей на тендерах и их готовность представить материалы проекта в оговоренных форматах; информационные обмены в соответствии с установленными требованиями и стадиями проекта. Что касается технических аспектов, то здесь особо обговаривается объектно-ориентированный подход к моделированию и организации данных, а также тот факт, что в информационные требования должны предъявляться в независимых от вендоров непроприетарных форматах.
Практики коллективной работы базируются на использовании Среды общих данных, а для обеспечения требований всех стейкхолдеров на разных стадиях жизненного цикла предлагается применять инструменты системного инжиниринга. Вновь возникающие роли по управлению информацией и организации процесса и их функционал назначаются в зависимости от сложности проектов.
Отдельный интерес в Руководстве представляют кейсы. Они описывают ситуацию в одной из стран – участнике европейской BIM группы и тем самым иллюстрируют «сухую» теорию, изложенную в документе. Референсные страны, организации, представленные в кейсах – Германия и ее «Дорожная карта», Транспортная Администрация Швеции, Великобритания и ее цифровая стратегия и пр.
Заключение
Некоторые читатели сейчас зададутся вопросом: зачем нам про все это надо знать? Какая-то группа в Европе разработала некий документ про то, как организовать жизнь в новом цифровом формате и не превратить процесс в строительство Вавилонской башни, когда два уважаемых профессионала не могут друг друга понять – и что? А вот что. Этот документ можно считать неким эталоном, универсальной инструкцией для выстраивания работы государства и строительной отрасли в цифровую эпоху.
Во-первых, несмотря на то, что европейцы писали это Руководство для себя, для своих стран, этот документ и нам может быть очень полезен. Если проанализировать утвержденную Минстроем Дорожную карту по внедрению BIM и соотнести ее положения с рекомендациями европейцев, то легко обнаружить, что практически ничего из рекомендованного Руководством в «нашу» карту не вошло. Есть серьезный повод задуматься, а что, собственно, утвердили-то?
А во-вторых, с появлением данного документа государственному (и не только) заказчику теперь есть что почитать про BIM: и у них, и у нас!
Марина КОРОЛЬ,
генеральный директор компании «Конкуратор», зам. председателя ПК-5 ТК-465 «Строительство», зам. председателя россйского отд. buildingSMART, профессор, член-корреспондент МААМ